На главную страницу сайта

 

   

Профессиональный выбор учащихся

Каждый старшеклассник сталкивается с проблемой выбора будущей профессии. От обоснованности этого выбора зависит вся дальнейшая профессиональная деятельность, успехи и благополучие каждого человека. Профессия выдвигает объективные требования к качествам человека, который может считаться либо под­ходящим, либо непригодным для выполнения данной дея­тельности.

"Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец", - советовал И.А.Крылов

Вряд ли кто-нибудь не согласиться с советом классика. Но как узнать, к чему ты "сроден", на что способен? Ответить на этот вопрос поможет профориентационное тестирование. На этой странице мы приведем лишь один вариант теста, а если вас это заинтересовало и вы хотите узнать больше о своих возможностях, вы можете обратиться за помощью к школьному педагогу-психологу.

Итак, мы предлагаем тест, выявляющий тип мышления "Художник или мыслитель". Для людей художественного типа, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы и сильные эмоции. У представителей мыслительного типа (левополушарного) преобладают абстракции, логические рассуждения. Говорить о том, какой тип мышления лучше нет смысла, поскольку речь идет о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Чтобы узнать, какой тип мышления преобладает у Вас, необходимо ответить на вопросы теста, за утвердительный ответ ставиться знак "+", за отрицательный "-". Затем подсчитывается сумма баллов по столбцам.

  • Если сумма баллов в столбце Л (левополушарный тип мышления), больше, чем в П (правополушарный тип мышления), то значит, преобладает логический тип мышления. Человек, обладающий им, оптимист, большую часть своих проблем решает самостоятельно. В работе и житейских делах больше полагается на расчет, чем на интуицию. Ему легче даются виды деятельности, требующие логического мышления (математик, преподаватель точных наук, конструктор, организатор производства, программист ЭВМ, пилот, водитель, чертежник и т.п.).

  • В случае, если сумма в столбце П больше, чем в Л, это означает, что преобладает художественный склад мышления. Представители этого типа склонны к некоторому пессимизму, предпочитают полагаться на собственные чувства больше, чем на логический анализ событий. Их ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению (художник, архитектор, врач, воспитатель).

  • При равном результате (Л=П) следует считать, что человек обладает признаками логического и художественного мышления в равной степени. Перед ним открыто широкое поле деятельности, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальных ситуациях. Он найдет себя в деятельности управленца, бизнесмена, испытателя сложных технических систем.

"Художник или мыслитель".

Вопросы:

1.     У меня преобладает хорошее настроение.

2.     Я помню то, чему учился несколько лет назад.

3.     Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести её.

4.     Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5.     Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6.     Мне трудно дается алгебра.

7.     Я легко запоминаю незнакомые лица.

8.     В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9.     Если обсуждаются чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

Ответы:

 

Л

 

П

 

1

 

3

 

Л=

П=

2

4

5

6

8

7

9

10

 

ВНИМАНИЕ!

Следующие черты характера помогут добиться успеха в любой профессии.

Перечислим виды индивидуально-психологических ка­честв, которые значимы для успешного овладения человеком профессией. Прежде всего, это индивидуально-типологические свойства (сила, подвижность, динамичность и лабильность нервной системы), которые в случае неблагоприятных для профессии показателей могут компенсироваться посредством выработки индивидуального стиля деятельности. Да­лее, это сенсорные и перцептивные свойства, главным среди которых является уровень чувствительности анализаторов. Под влиянием опыта и профессиональных требований эта характеристика может изменяться: так, вырабатывается так называемый «технический слух», позволяющий распозна­вать неисправности в механизмах, уменьшается и диффе­ренциальный порог цветоразличения, благодаря чему стале­вары могут определять температуру мартеновской печи. Сен­сорная основа деятельности предъявляет требования к сенсорным способностям человека и таким образом развива­ет их. Еще одно важное качество представляет собой внима­ние человека (аттенционные свойства), среди которых наи­более существенными оказываются иногда распределение и переключение, иногда — устойчивость. Свойства внимания поддаются упражнению в незначительных пределах, однако компенсируются благодаря эмоциональному фактору (заин­тересованности) и выработке привычек.

Очень важны для профессиональной деятельности психо­моторные свойства, благодаря которым человек выбирает или вырабатывает систему операций, приводящих к достижению цели (к этим качествам относят особенности статики, напри­мер профессиональный тремор, а также скорость реакций). Поскольку содержание профессионального труда изменяется (на ранних этапах развития техники определяющим был си­ловой фактор, а в настоящее время более важными становят­ся временной и пространственный), то предъявляются новые требования к психомоторным свойствам. Показано, что они хорошо поддаются упражнению. Еще одна группа свойств, обладающих профессиональной значимостью, — это мнемические качества. Профессиональная память также может раз­виваться, для чего используют специальные мнемотехнические приемы, повышение профессиональной мотивации и ак­тивизацию запоминаемого материала в деятельности.

Очень важны также особенности имажинитивные (свой­ства воображения) и мыслительные (включенное в трудо­вую деятельность мышление Б.М. Теплов называл практи­ческим). И, наконец, в разной степени для разных профес­сий, но все же имеют значение волевые качества, способствующие умению преодолевать внутренние и вне­шние сложности в процессе труда. Впрочем, понятно, что требования к произвольности возникают особенно ост­ро в случае не совсем удачно подобранной профессии.

 КЛАССИФИКАЦИЯ  ПРОФЕССИЙ

 Профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. За рубежом чаще всего пользуются Словарем наименований профессий (Dictionary of occupational titles), в котором представлено более тридцати тысяч профессий, образующих следующие девять групп:  

1.     Руководство, управление; научная работа, свободные профессии.

2.     Работа конторских и торговых служащих.

3.     Работа в сфере обслуживания.

4.     Профессии в области сельского хозяйства, лесовод­ства и родственные им.

5.     Профессии, связанные с технологическими процесса­ми производства.

6.     Профессии, связанные с механической обработкой ма­териалов.

7.     Профессии ручного труда.

8.     Строительные профессии.

9.     Прочие (смешанная группа).

       

Каждая из профессий помечена шестизначным кодом, последние три цифры которого обозначают способ получе­ния данных, характер общения с людьми и выполняемые операции. Эти качества очень важны для составления профессиограммы, включающей, помимо того, квалификаци­онный профиль, в котором необходимые работнику каче­ства определены количественно.

          Характеристики профессии, предъявляющие требования к психологическим качествам работника

по Dictionary of occupational titles

 

4-Й

знак кода

Способ получения

5-й

знак

 кода

Характер общения с людьми

6-й знак кода

Выполняемые операции

0

Синтез

0

Руководство

0

Наладка

1

Согласование

1

Ведение

переговоров

1

Точная обработка

 

Анализ

2

Проведение ин­структажа

2

Эксплуатация, контроль

3

Сбор материала

3

Надзор

3

Управление

4

Вычисление

4

Развлечение

4

Ручные операции

5

Копирование

5

Убеждение

5

Наблюдение за работой машин

6

Сравнение

6

Подача сигналов

6

Подача сырья и съем продукции

7

Способы получе­ния материала представлены незначительно

7

Оказание услуг

7

Регулировка

8

8

Общение с людь­ми незначительно

8

Другие функции

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz