На главную страницу сайта

Лекция "Как успеть"

   

 

(автор Миргородская Анна Юрьевна)


 

Перед каждым учителем, и не только, наверное, стоит самый главный вопрос. Как успеть все сделать?

Ведь мы не только учителя, мы еще родители, дети, люди, классные руководители, друзья и так далее.

Еще в древности, когда какого-либо человека очень долго не видели, то говорили что он или умер или подался в педагоги. Здесь в зале в основном собрались педагоги, которые живут в несколько ином ритме, чем очень многие жители нашего города. В основном они ночью спят, мы же часть этого времени используем не только на сон, но и на свою любимую работу, Я уже не говорю о выходных и праздниках. Поэтому для нас стоит, прежде всего, вопрос рационального использования времени с наибольшей пользой.

По мнению латышского поэта Яна Райниса « Время – это самое дешевое и вместе с тем самое дорогое, что у нас есть, ибо благодаря ему – времени – мы получаем все».

Куда же девается наше быстротекущее время? Сенека утверждает, что большая часть нашей жизни уходит па ошибки и дурные поступки. Значительная часть протекает в бездействии и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо. Много воды утекло с тех пор, как был сделан этот беспристрастный вывод.

Что же изменилось за прошедшее время? Почти ничего. Как известно. Статистика знает все, в том числе, на что расходуется наше время. Подсчитано, что в течение средней продолжительности жизни человек 1/3 времени спит, 1/12 – ест, 1/12 едет в транспорте, 1/20— читает развлекательную литературу, 1/1 — смотрит телевизор, 1/15 — почесывается, зевает, переходит с места на место, думает, что бы поделать, и так далее. Получается, что примерно 2/3 жизни статистического человека проходит в «околополезном» времяпрепровождении. Подросток в течение суток выделяет примерно лишь 1 — 1,5 часа на занятия чем-либо, прямо необходимым в его будущей жизни.

«Умение распоряжаться временем - один из важнейших факторов, предопределяющих успех или неудачу» Ульрих Зиверт.

Вот перечень наиболее существенных поглотителей времени.

1.Нечеткая постановка дела.

2. Отсутствие приоритета в делах.

3 Попытка слишком много сделать за один раз.

Чаще себе говорите: «А надо?» Мы делаем очень много пустых телодвижений, некоторые дела не заслуживают настолько пристального внимания, которое мы им оказываем.

4 Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.

5 Личная неорганизованность

6. Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров

7 Отрывающие от дел нетелефонные разговоры

Сколько времени вы проводите у телефона? Изобретение Александра Белла позволило людям растранжирить времени ничуть не меньше, чем сэкономить. Поэтому постарайтесь не увязать в разговорах. Чтобы не превратить беседу в болтовню, сразу же уясните, зачем звоните. То же самое, не откладывая, попробуйте выяснить и у позвонившего вам словоохотливого собеседника. Не тратьте на деловую беседу больше, чем нужно для решения вопроса.

8. Не способность сказать «нет».

У Владимира Леви есть замечательный стишок, который можно использовать, для внутреннего умения говорить «нет».

Я должна?.. Должна, должна

Понимать что НЕ ДОЛЖНА.

Так кого же рожна

( с начала и до конца)

9.Отсутствие самодисциплины.

10. Неумение довести дело до конца.

11. Синдром» откладывания»

Немецкий писатель Жен Поль советовал: «Ничего нет, откладывай на после, ибо после тебе легче не будет.

12. Незапланированные встречи.

Как вы относитесь к хронофагам – пожирателей времени? У вас есть несколько способов им противостоять, для этого нужно:

- либо тактично дать понять, что вы заняты,

-либо, если возможно, найти уединенное место.

Попытайтесь приучить своих хронофагов к тому, что у вас есть не прикосновенные часы.

«Чужие минуты ценит тот, кто бережет свои» А.А. Бальдиева.

«Есть на свете эмоциональные дальтоники, видящие только черное. Им нельзя помочь – это их работа» Леви.

 

Советы по сохранению времени.

 

Нужно проанализировать этот перечень и наметить пять своих ОСНОВНЫХ «ловушек» времени, чтобы в дальнейшем работать над их устранением.

1. Определите цель.

Если вы не знаете куда идете, то никогда не узнаете, дошли вы или нет.

2. Составьте план. Не старайтесь втиснуть в него все несделанные дела за год. Пусть это будут важные дела, два – три не более. Напишите план письменно. Планы, которые держать в голове легко забываются. Это и самомотивация и разгрузка памяти. Продумайте, что как вы будете делать. Это так называемая технологическая карта. Потому что здесь могут быть очень большие потери. Есть такая притча. Некто, гуляя по лесу, повстречал дровосека, который долго и упорно пилил сваленное дерево. Прохожий подошел поближе, чтобы разглядеть, почему работа дается с таким трудом, и сказал: « Извините, но мне кажется, ваша пила совершенно затупилась! Почему бы вам её не заточить?» На что дровосек простонал: «Для этого у меня нет времени – я должен пилить».

3. Наметьте сроки. Немецкий писатель Жен Поль советовал» Ничего нет, откладывай на после, ибо после тебе легче не будет. «Завтра» - это отговорка лентяев

4. Придумайте стимул. Он поможет сделать то, чего не хочется.

Можете поступить, а так: выпишите все плюсы и минусы. Связанные с решением проблемы. Как вы относитесь к своему делу? Давно известно. что никакую работу нельзя сделать быстро и хорошо. если испытываешь к ней отвращение.. Вы могли бы справиться с ней в 2-З раза быстрее, если бы были терпимее. Поэтому, не лучше ли сосредоточиться не на своих чувствах, а на работе? Можно разбить неприятную работу на кусочки поменьше. Оказывается когда делаешь частями не так нудно или неприятно это делать.

5. Скажите себе «НЕТ» На свете существуют множество дел, которые лично вы не можете не делать. Учитесь выбирать главное.

6. Скажите себе «ПОРА».

7. Начните с главного. Что именно для вас главное определите сами, а заодно установится очередность дел.

8. Используйте время полностью. Подсчитайте хотя бы раз, сколько времени в сутки вы тратите в пустую.

 

Какие же важнейшие условия успеха называют специалисты?

 

1. Последовательность и система. На Востоке говорят: «Медленно иди в гору, и ты достигнешь вершины». Пусть по чуть - чуть, зато ежедневно и многое можно сделать.

2. Слушайтесь своего ритма. Бесполезно вставать очень рано, чтобы подготовиться к занятиям, если вы «сова» и наоборот, нет смысла сидеть до полуночи, если вы не в состоянии что-либо усвоить, так как вы «жаворонок».

3. Порядок. На рабочем столе должен быть порядок, чтобы очень долго не искать необходимые документы.

4. Будьте собраны. Готовьте свою сумку с вечера. Лучше потерять с вечера несколько минут, чем испортить себе настроение с утра, когда не можешь найти нужной вещи.

5. Слушайте. Это нужно, для того чтобы сразу уяснить: что, где, когда и почему. Задавайте вопросы сразу же.

6. Заведите записную книжку.» Не записанная мысль – есть потерянный клад».

7. Не забывайте о перерывах.. Отказавшись от них, вы успокоите свою совесть, но не улучшите результат, потому что работать до изнеможения, а потом долго приходить в себя – не лучший результат.

 

Работать без удовлетворения можно, жаль, что только недолго. Поэтому цель каждого из нас не только вложить в ребенка сумму знаний, которую он может приложить в жизни, но, прежде всего, получить моральное удовлетворение от того, чем ты занят.

Удовлетворение может возникнуть только тогда когда ты видишь отклик от ребенка, то есть нужно, прежде всего, научиться общаться. Психолог Владимир Леви утверждает: «Изначально мы с вами все – инвалиды общения, инвалидность эта может затянуться. Нет иного способа научиться общению, кроме общения. С пробами и ошибками, с разными, как можно с более разными людьми». Есть мудрость «Каждый тебе не друг и не враг, каждый человек тебе учитель». Нам приходиться общаться с разными детьми, с разными судьбами, характерами. Поэтому у нас есть плюс, мы ищем точки соприкосновения. И чем сложнее классы, тем, как ни странно быстрее приходит опыт.

Есть способы, чтобы получить желаемое от общения, а мы работаем, только общаясь с детьми.

Наиболее известны в этом направлении работы американского психолога Дейла Карнеги. У него ест несколько принципов.

Наверное, самые необходимые для нас эти:

Создавай хорошую атмосферу. Обращайся к мотивам личной заинтересованности. Пряник, прежде всего.

Играйте на уроках Леви «для ребенка очень важна игра.» Практически всю информацию в детстве они получают из игр. Для них в детстве самое страшное в общении «Я с тобой не играю» «мы не знаем, сколько знаний умений, истин и радостей способна внести игра в детскую душу на своих невесомых плечах и пронести сквозь толщу взрослости: но получается, что детей систематически отучают играть с первого класса. Из детей рано переставших играть, вырастают самые невезучие взрослые»

Не унижай. Не царапай самооценку. Не обвиняй, ее угрожай, не приказывай, не прерывай, не спорь, не хвались, не показывай, что человек тебе не интересен или противен, отказывая, благодари.

Почем у с некоторыми учителями дети проносят дружбу через всю жизнь? Почему не всегда дети находят общий язык со своими родителями. Родители иногда ограничиваются в общении с детьми ролью Снабженца и Надсмотрщика, претендующего на роль Учителя жизни. Какого друга я сам хотел бы иметь?»Такого, наверное, который не врет, не лезет с поучениями, не грозит и не тычет в душу ботинком» Леви.

 

Возвышай. Проявляй повышенный интерес, демонстрируй доверие, слушай и хвали, хвали, хвали. Дай похвастаться. Быть не может, чтобы у человека не оказалось положительных качеств. Кстати есть у психологов тренинговое занятие, когда человек должен найти в любом человеке три положительные качества. Черных людей не бывает. Все мы полосатые.
«Любая неожиданная или парадоксальная реакция дает психологическое преимущество» Леви.

 

Каждый из нас по - разному воспринимает информацию. Поэтому и учитель должен использовать как можно больше видов памяти, чтобы хоть что- то зацепило ребенка и потому смогло там удержаться. Людей по способу восприятия информации можно разделить на аудиалов (воспринимающих информацию на слух), кинестетов (чувствующих) и визуалов (тех, кто больше запоминает зрительные образы). Вы сейчас можете проверить, кем же вы в большей степени являетесь (в каждом из нас есть все три способа восприятия информации). Вспомните ваш первый поцелуй. Пусть это было давно, но впечатление оставило самое яркое. Я спрашивала у коллег. Получила интересную информацию. Больше всего кинестетов, потом визуалов, а потом аудиалов. Поэтому в старших классах особенно бесполезно давать тесты на слух, ничего, кроме взаимовыручки они не проверяют.

Внимание. Сосредоточиться легче, если есть хоть какой- то интерес к делу.

(Рассказывайте эмоциональные, интересные истории.)

На долговременную память работает сон. Во время быстрого сна происходит переработка информации за день.
Используйте как можно больше видов памяти. Виды памяти: моторная - самая древняя. Очень прочна. Эмоциональная фиксируется мгновенно и непроизвольно. Любой материал усваивается лучше, если насытить его эмоциями. Образная – включает в себя зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную вкусовую. Словесно – логическая память. Логическая память развивается через общение с другими людьми.

Психологи говорят, что настоящая мать учения – не повторение, а применение.

Эффект края – лучше всего запоминаются дела которые не удалось довести до конца – этим пользуются создатели сериалов. Запоминание зависит от установки. Одним студентам зачитали рассказ, и сказали что у одной группы проверят завтра , а у другой просили запомнить надолго. Проверили через месяц в двух группах. В первой запомнили значительно хуже. Психологи выяснили что есть, что есть критические моменты, после которых запоминание информации резко падает через 1 минуту – забывается четверть, через несколько часов половина, через сутки – около трех четвертей. Поэтому в эти промежутки и необходимо повторить информацию. Причиной забывания может стать не использование хранящегося в памяти материала.

Высыпайтесь. На долговременную память работает сон. Во время быстрого сна происходит переработка информации за день. У меня уже несколько лет самое большое желание поспать( у многих здесь сидящих тоже) я хочу прочесть замечательное стихотворение Алексея Привалова.

Утро.

Медленно, медленно гаснут

На предутреннем небе огни.

Мне еще одну дивную сказку

В эту ночь рассказали они.

Как не хочется вновь просыпаться

Из уютной пастели вставать,

И куда - то безудержно мчаться,

И заботы, заботы опять.

Хорошо бы стать снова ребенком,

Только делал все время что спал,

Пеленали меня бы в пеленки

И в коляске бы папа катал.

И присев у моей колыбели

Ветер сказок лицо обдувал.

Все с улыбкой в глаза мне глядели,

А я спал бы и спал бы и спал.

Как не хочется вновь просыпаться.

Звезды манят, зовут за собой.

Но приходится с ночью прощаться

В бездну дня уходить с головой.

Как успеть все? Очень трудно. Но пытаться можно. И напоследок:

«Жить приходиться без надежды стать совершенством» Леви.

 

Используемая литература:

Бельдиева А.А. «Как успеть все-все-все» Журнал Классный руководитель. №8 за 2001 год

Алексей Привалов. Стихи. .Пятигорск, 1987.

Энциклопедия для детей. Том 18.Человек. Аванта ,2002

Владимир Леви. Искусство быть другим. Издательство «Торобоан» ,2003

 

 

 

 

Hosted by uCoz