|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профессиональный выбор учащихся Каждый старшеклассник сталкивается с проблемой выбора будущей профессии. От обоснованности этого выбора зависит вся дальнейшая профессиональная деятельность, успехи и благополучие каждого человека. Профессия выдвигает объективные требования к качествам человека, который может считаться либо подходящим, либо непригодным для выполнения данной деятельности. "Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец", - советовал И.А.Крылов Вряд ли кто-нибудь не согласиться с советом классика. Но как узнать, к чему ты "сроден", на что способен? Ответить на этот вопрос поможет профориентационное тестирование. На этой странице мы приведем лишь один вариант теста, а если вас это заинтересовало и вы хотите узнать больше о своих возможностях, вы можете обратиться за помощью к школьному педагогу-психологу. Итак, мы предлагаем тест, выявляющий тип мышления "Художник или мыслитель". Для людей художественного типа, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы и сильные эмоции. У представителей мыслительного типа (левополушарного) преобладают абстракции, логические рассуждения. Говорить о том, какой тип мышления лучше нет смысла, поскольку речь идет о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Чтобы узнать, какой тип мышления преобладает у Вас, необходимо ответить на вопросы теста, за утвердительный ответ ставиться знак "+", за отрицательный "-". Затем подсчитывается сумма баллов по столбцам.
"Художник или мыслитель".Вопросы:1. У меня преобладает хорошее настроение. 2. Я помню то, чему учился несколько лет назад. 3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести её. 4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах. 5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. 6. Мне трудно дается алгебра. 7. Я легко запоминаю незнакомые лица. 8. В группе приятелей я первым начинаю разговор. 9. Если обсуждаются чьи-то идеи, то я требую аргументов. 10. У меня преобладает плохое настроение. Ответы:
ВНИМАНИЕ! Следующие черты характера помогут добиться успеха в любой профессии. Перечислим виды индивидуально-психологических качеств, которые значимы для успешного овладения человеком профессией. Прежде всего, это индивидуально-типологические свойства (сила, подвижность, динамичность и лабильность нервной системы), которые в случае неблагоприятных для профессии показателей могут компенсироваться посредством выработки индивидуального стиля деятельности. Далее, это сенсорные и перцептивные свойства, главным среди которых является уровень чувствительности анализаторов. Под влиянием опыта и профессиональных требований эта характеристика может изменяться: так, вырабатывается так называемый «технический слух», позволяющий распознавать неисправности в механизмах, уменьшается и дифференциальный порог цветоразличения, благодаря чему сталевары могут определять температуру мартеновской печи. Сенсорная основа деятельности предъявляет требования к сенсорным способностям человека и таким образом развивает их. Еще одно важное качество представляет собой внимание человека (аттенционные свойства), среди которых наиболее существенными оказываются иногда распределение и переключение, иногда — устойчивость. Свойства внимания поддаются упражнению в незначительных пределах, однако компенсируются благодаря эмоциональному фактору (заинтересованности) и выработке привычек. Очень важны для профессиональной деятельности психомоторные свойства, благодаря которым человек выбирает или вырабатывает систему операций, приводящих к достижению цели (к этим качествам относят особенности статики, например профессиональный тремор, а также скорость реакций). Поскольку содержание профессионального труда изменяется (на ранних этапах развития техники определяющим был силовой фактор, а в настоящее время более важными становятся временной и пространственный), то предъявляются новые требования к психомоторным свойствам. Показано, что они хорошо поддаются упражнению. Еще одна группа свойств, обладающих профессиональной значимостью, — это мнемические качества. Профессиональная память также может развиваться, для чего используют специальные мнемотехнические приемы, повышение профессиональной мотивации и активизацию запоминаемого материала в деятельности. Очень важны также особенности имажинитивные (свойства воображения) и мыслительные (включенное в трудовую деятельность мышление Б.М. Теплов называл практическим). И, наконец, в разной степени для разных профессий, но все же имеют значение волевые качества, способствующие умению преодолевать внутренние и внешние сложности в процессе труда. Впрочем, понятно, что требования к произвольности возникают особенно остро в случае не совсем удачно подобранной профессии. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ Профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. За рубежом чаще всего пользуются Словарем наименований профессий (Dictionary of occupational titles), в котором представлено более тридцати тысяч профессий, образующих следующие девять групп: 1. Руководство, управление; научная работа, свободные профессии. 2. Работа конторских и торговых служащих. 3. Работа в сфере обслуживания. 4. Профессии в области сельского хозяйства, лесоводства и родственные им. 5. Профессии, связанные с технологическими процессами производства. 6. Профессии, связанные с механической обработкой материалов. 7. Профессии ручного труда. 8. Строительные профессии. 9. Прочие (смешанная группа).
Каждая из профессий помечена шестизначным кодом, последние три цифры которого обозначают способ получения данных, характер общения с людьми и выполняемые операции. Эти качества очень важны для составления профессиограммы, включающей, помимо того, квалификационный профиль, в котором необходимые работнику качества определены количественно. Характеристики профессии, предъявляющие требования к психологическим качествам работника по Dictionary of occupational titles
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|